Документы MP3 Фото Форум Гостевая книга Карта сайта
Аудитория.Info Увидено в МЭИ Кинофильм-2015 Новости Фотоклуба МЭИ Энергетик онлайн МЭИ
Логин:
Пароль:
Увидено в МЭИ

Как часто встречается ваша группа?

Ежегодно
Раз в 3 года или чаще
Раз в 5 лет или чаще
Раз в 10 лет или чаще
Еще ни разу

Проголосовали: 1226

Фото Алушты-2014/15
В субботу 27 февраля 2016 г. в МЭИ День открытых дверей. Начало в 14 ч. Email
12 ноября 2015 г. Хор МЭИ приглашает на свой концерт в ДК. Начало в 19 ч. Email
7 ноября 2015 г. в МЭИ состоится День открытых дверей: встречи с представителями институтов МЭИ, экскурсии, кино... Email
1 сентября у ДК МЭИ пройдет церемония Дня Знаний. Начало в 9:30, вход свободный Email
29 мая 2015 г. не пропустите в ДК МЭИ концерт танцевального ансамбля Studance! Email
< доска объявлений >
Фотолента МЭИ
Радио МЭИ ВКонтакте
Энергетик ВКонтакте
МЭИ-80
Энергетика и промышленность России
mpei.info
Портал Auditoriya.Ru, Клуб выпускников МЭИ
Лагерь МЭИ Алушта. Сайт Игоря Гаврилова
Сачкодром МЭИ
Портал МЭИ

Встреча курса ПТ-51

Полвека назад впервые взошли на ступеньки главного входа МЭИ студенты курса ПТ-51. В прошедшую субботу курс снова собрался, чтобы отметить 45-летие выпуска. Директора заводов и электростанций, профессора и научные работники, лауреаты премий и министры… Всех их объединили годы учебы в Московском Энергетическом.

«Мотором команды» однокурсников по праву считается Альберт Утенков, во многом благодаря которому состоялась нынешняя встреча. Своими воспоминаниями о годах, проведенных в МЭИ, Альберт Михайлович поделился с нами.

"Начало моей инженерной деятельности можно отсчитывать от практики после 4-го курса. Она проходила летом 1955 г. на Свердловском заводе тяжелого машиностроения (СЗТМ). Там на заводе мы готовили и курсовую работу по электроприводу.

Мне поручили заняться огромным продольно-строгальным немецким трофейным станком. Этот станок не давал номинальной мощности. Руководитель практики доцент Лев Михайлович Твердин поставил задачу - найти причину. Для этого необходимо было рассмотреть не только статические режимы, но и динамику, а она описывалась дифференциальными уравнениями, да и порядок был относительно высокий - 4-тый. Вот и пришлось мне связать абстрактные для студентов математические диффуры с реальными осциллограммами токов - нагрузок станка.

"Разгрызя" эту теорию и связав её с реальными данными, да еще защитив эту курсовую на кафедре перед корифеями электропривода, я понял, что "инженерами всё же мы будем!". Так пелось в нашем гимне ЭПИТа. А станок не давал номинальной мощности потому, что "прихватив" его из Германии, к нему не "прихватили" соответствующего двигателя, а "прицепили" чужой, и в динамике он не тянул.

С Николаем Ивановичем Рыжковым на Уралмаше мы не встречались, но Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди мы встречали овацией, откуда-то чуть ли не с крыши заводоуправления.Они в открытой автомашине въехали на завод и объезжали постамент с 34-кой, на мемориальной доске которого было высечено:

"Снарядами, танками, тоннами стали
Уральцы священную клятву сдержали".

Диплом.

"Вкусив" огромный станок Уралмаша с его статикой и динамикой, я из предложенных тем дипломных работ выбрал похожее - прокатный стан. Но зам. зав. кафедры Электорпривода уважаемый Мих. Мих. Соколов решил набрать себе команду по шагающим экскаваторам из лучших студентов. А как в нее попал туда я? - не знаю.

Способ перекрыть мне дорогу к прокатным станам был корректен. Мих.Мих. сказал: "На эту же тему записалась Нина Колчина", - и "объяснил" мне, что раз я не джентльмен - не уступаю тему девушке, то он своим решением отдает её Нине, а мне дает шагающий экскаватор ЭШ-4-100 (ковш 4 куба, стрела 100 метров) и командировку на Урал в г. Серов на угольные разрезы.

Спасителем оказался Лялька (Леонард Пахоменко). Он откуда-то пронюхал, что на кафедру пришел запрос на 4-х дипломников для атомной промышленности. Мы четверо: Пахоменко, Малышев, Курлов и я мгновенно дали согласие, но Мих. Мих. опять преградил нам дорогу. Пришлось выходить на самого М.Г. Чиликина - заведующего нашей кафедрой и ректора МЭИ. Он и дал "добро". Мих. Мих. сдался.

Нам быстро оформили "допуск", прочитали несколько коротких лекций по основам цепных ядерных реакций и конструкций графитовых реакторов на тепловых нейтронах. В ОПО (особом проектном отделе) ГПИ Тяжпромэлектропроект разбитной сотрудник Овчинников организовал нам преддипломную практику в г. Обнинске на "Первой в мире" атомной электростанции, в её сердце - реакторном "здании 102". С нас взяли подписку о неразглашении секретных сведений, в том числе и о мощности этой станции, которая составляла 5 тысяч кило Ватт и была объявлена на весь мир газетой "Правда".

Ещё курьёз - нам очень хотелось сфотографироваться на фоне центрального табло реактора, ведь тогда мало кто знал, что это такое. Это был бы оригинальный фон, но... нельзя! - секретно. Французской же делегации, посетившей при нас эту станцию, разрешили! Выходило, что империалистам и их разведчикам можно!?

В закрытой зоне станции, где мы жили, работали и питались, (а питание в "зоне" было тогда - будь здоров! Ведь это не "та" зона) мы провели отличную практику! Я изучал процесс перегрузки тепловыделяющих стержней реактора (ТВЭлов - содержавших уран). Перегрузка производилась с помощью дистанционно управляемого двухскоростного мостового крана, так как при выемке из активной зоны реактора отработанных ТВЭлов пребывание людей в реакторном зале смертельно опасно.

Весь процесс перегрузки наблюдался через стекло метровой(!!!) толщины или стереотрубу. Я наблюдал этот процесс через такое стекло, в котором примерно 80% свинца! Через стереотрубу процесс перегрузки контролировал оператор мостового крана.

Дипломные работы наша четверка защитила на месяц позже всего курса, т.е. в марте 1957 г. Нас распределили в П/Я-590 (Минсредмаш), а оттуда меня с Жорой направили в ГПИ Тяжпромэлектропроект, а Вадима и Леонарда на Великие стройки атомных станций. Вадим по жеребьёвке, которую они провели с Леонардом, попал на Белоярскую АС, Леонард - на Ново-Воронежскую.

Курловых - Жору и Раю - я проводил к их новому месту пребывания: Днепропетровский филиал ГПИ. Подогнал к "общаге" МЭИ такси "Москвич" (тогда они бегали по Москве и были дешевле "Победы"), отвез их на Курский вокзал и распрощался с друзьями и ... студенческой жизнью. Аминь."

Фотогалерея

Показано от 1 до 5 из 5.

DSCN0082.JPG (251 Kb)
DSCN0084.JPG (164 Kb)
DSCN0085.JPG (81 Kb)
DSCN0087.JPG (98 Kb)
DSCN0091.JPG (80 Kb)

Важные новости, интересные статьи и другие содержательные материалы присылайте шеф-редактору (meitu at rambler dot ru)

Дизайн от MobiStyle (design at mobistyle dot ru)

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100